В последнее время в обществе широко обсуждается вопрос необходимости закона о противодействии домашнему насилию. Епископы Объединений Евангельских церквей Беларуси обращались в соответствующие государственные органы с изложением своей коллективной позиции по этому вопросу. Прокомментировать это мы попросили помощника Епископа нашего Объединения по социальной работе Валерия Шейбака.

Валерий Михайлович, Епископы Евангельских церквей Беларуси направляли коллективное Обращение к Президенту по поводу Концепции закона о противодействии насилию в семье…

Да, это верно. 24 сентября Епископы подписали и направили Обращение как в Администрацию Президента, так и в МВД, Совет Республики и Палату Представителей, чтобы донести позицию Евангельских церквей по данному вопросу до Президента и соответствующих государственных инстанций, уполномоченных принимать решение по указанному законопроекту.

Кто подписал Обращение?
Обращение было подписано Епископами трех Евангельских Объединений: от Союза Евангельских Христиан-Баптистов — епископом Леонидом Ивановичем Миховичем, от Объединенной Церкви Христиан Веры Евангельской — Сергеем Павловичем Цвором, от нашего Объединения общин Христиан Полного Евангелия — епископом Леонидом Петровичем Вороненко.

Каково в целом отношение Епископов к проблеме насилия в семье?
Их отношение к этой проблеме и было отмечено в Обращении. Епископы понимают необходимость решения проблемы насилия в семье и в обществе. В целом они одобряют инициативу по улучшению ситуации в сфере защиты граждан от насилия. Работая с людьми в наших церквях, мы знаем проблему насилия в семье не понаслышке. Этот вопрос действительно важен. Но в Концепции закона о противодействии насилию в семье причиной беспокойства является другое.

Что же?
К сожалению, в Концепции закона обнаруживается то, что к насилию в семье не относится. Это касается подмены ценностей нашего общества, чем создается угроза традиционной семье, нормальному процессу воспитания детей.
Есть и кардинальное различие в видении причин возникновения насилия. Так, по мнению авторов Концепции, угроза исходит прежде всего от мужчин (в отношении женщин) и родителей (в отношении детей). Мы же считаем, что причина насилия кроется гораздо глубже – в алкоголизме, наркомании, низком уровне семейной культуры.

А что Вы имеете в виду, когда говорите об угрозе ценностям нашего общества?
К примеру, настораживает в Концепции отсылка к международным актам и зарубежному законодательству, которые как раз и содержат в себе угрозу традиционным семейным ценностям. Скажем, Стамбульская конвенция. Нельзя согласиться с включением в белорусское законодательство правовых подходов и норм, размывающих и ослабляющих традиционную семью. Если и принимать к рассмотрению рекомендации Стамбульской конвенции Совета Европы 2011 года о предупреждении насилия в отношении женщин и домашнего насилия, где понятие гендера становится ключевым и связано с социально конструируемым полом, то делать это нужно очень внимательно, осторожно и выборочно. Недаром многие страны эту конвенцию не ратифицировали, а кое-где открыто против нее протестуют.

Но ведь в нашей стране термин «гендер» применяется в отношении мужчины и женщины. Соответственно, «гендерное равенство» — это равенство мужчин и женщин.
Совершенно верно, и пусть так и остается. Но сложность вот в чем. Если на мгновение предположить, что Беларусь ратифицирует Стамбульскую конвенцию, на которую ориентировались разработчики Концепции, то «гендер» будет значить то, что он значит в Стамбульской конвенции, а не в традиции нашего народа. Поэтому, как уже заявлялось, Епископы предложили использовать в законодательстве традиционную терминологию: «мать-отец», «мужчина-женщина», «муж-жена», «мальчик-девочка», «равноправие полов», «равные возможности мужчин и женщин» и т.п.

Такой подход поможет не только нашему поколению, но и последующим поколениям белорусов иметь четкие представления о том, что такое традиционная семья, и отстаивать ее силу и здравость.

Но в некоторых странах законодательство о противодействии насилию существует и применяется.
Так вот и нужно просчитывать последствия такого закона, учитывая эффект от него в тех странах, где подобные законы уже действуют. Демографические проблемы, изъятия детей из традиционных семей и последующая их передача в гомосексуальные семьи – это факты. А каковы психологические последствия от таких действий для детей и родителей! Так что в этих случаях является настоящим насилием? Разве нам в Беларуси нужно такое в перспективе?
Поэтому Епископы обратили внимание, что вопрос принятия закона о предотвращении насилия в семье требует более внимательной и тщательной проработки. Ведь это касается самого основания общества – семьи.

Президент уже высказал мнение по резонансному законопроекту. Как Вы считаете, повлияло ли на него Обращение от Евангельских церквей?
Президент ведь отметил, что к нему обращалось множество граждан и организаций. Поэтому лучше сказать, что Президент услышал голос большинства людей нашей страны, держащихся традиционных ценностей, в корне основанных на христианском мировоззрении. Наше Обращение было одним из таких голосов.

После заявления Президента некоторые считают, что проблема насилия в семьях не будет решена, что Беларусь в этом вопросе отбросило на несколько лет назад. Что Вы думаете об этом?
Я с такой позицией не соглашусь. Президент ведь сказал о том, что нужно дорабатывать существующее законодательство с целью предотвращения насилия в семье. Есть все возможности совершенствовать эффективность противодействия насилию в семье и упреждать реальные факторы его возникновения. И что значит «отбросило назад»? Если Беларусь нашла в себе силы защититься от нравственной деградации и слабости, то это шаг вперед, а не назад. Тем более что вопрос насилия в семьях, где это существует, не игнорируется. Разумеется, людей, переживающих насилие, нужно защищать и помогать им, и в целом развивать культуру здоровых семейных отношений.
Во многом мы понимаем мотивы разработчиков Концепции, знакомы со статистическими данными и, как я уже говорил, сталкиваемся с вопросами людей, переживающих или переживавших насилие над ними. Но не все средства хороши. Делая ремонт внутри дома, важно не разрушить сам дом. Верно?

И последний вопрос: скажите, а возможно ли где-то ознакомиться с полным текстом Обращения Епископов?
Изначально это Обращение не планировалось для публикации. Но и секрета здесь никакого нет. Возможно, что текст Обращения, если к нему есть интерес, будет опубликован. Мы это обсудим. Основные вопросы, поднятые в Обращении Епископов, уже были опубликованы в краткой форме, чтобы члены Евангельских церквей могли знать позицию Церкви по данному вопросу. Также Епископы призвали к молитве о крепости и здравости белорусских семей и об исцелении общества от насилия.

Спасибо Вам за беседу.
И Вам спасибо! Всем Божьей благодати!

Беседовала Жанна Гавриченкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *