В Министерство Внутренних Дел Республики Беларусь

Союз Евангельских Христиан Баптистов
220107, г. Минск, ул. Я. Райниса, 6

Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской
220089, г. Минск, ул. Гурского, 48

Объединение Христиан Полного Евангелия
220024, г. Минск, ул. Корженевского, 24

В настоящее время обсуждается Концепция Закона о предупреждении насилия в семье. Мы, Епископы Объединений Евангельских церквей Беларуси, понимая необходимость решения проблемы насилия в семье и в обществе в целом, разделяя инициативу МВД по улучшению ситуации в сфере защиты граждан от насилия считаем, что решение вопроса о принятии закона о предотвращении насилия в семье требует более внимательной и тщательной проработки. Ведь этот вопрос касается самого основания общества – семьи. В связи с этим считаем необходимым довести до вашего сведения нашу совместную позицию:

1. Мы не видим необходимости в принятии отдельного Закона о предупреждении насилия в семье, так как этот вопрос уже регулируется теми или иными статьями существующего законодательства. При определенной, основанной на практике применения, доработке и внесении изменений или дополнений в существующие положения и нормы вполне возможно достичь ожидаемого положительного эффекта. На основании существующих норм могут быть подготовлены рекомендации по их применению для практической реализации государственными органами. Следует отметить, что даже в тех странах, где действуют подобные законы, уровень насилия в семьях остается достаточно высоким. Если все же будет решено принять такой закон, то крайне важно, чтобы в его основу были заложены традиционные ценности белорусского общества, основанные на христианском мировоззрении, а также чтобы при его проработке были учтены и возможные последствия.

2. Мы считаем, что суверенность семьи должна быть законодательно защищена, как это гарантировано статьей 28 Конституции Республики Беларусь, устанавливающей право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь. Также мы считаем, что из-за определенного количества случаев насилия в отдельных семьях не должны пострадать здоровые семьи, которых в нашей стране большинство.
Мы также не можем согласиться с расширением круга лиц, включаемых в понятие семьи. На наш взгляд, в связи с обсуждаемой проблемой, в качестве семьи следует рассматривать только близких родственников, проживающих совместно, как это и указано в Законе Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Расширение круга лиц, подразумеваемых под семьей, может привести к манипуляциям со статистикой и с Законом со стороны недобросовестных граждан. Категорию бывших супругов, проживающих вместе, или родственников, проживающих раздельно, с целью обозначить меры предотвращения насилия с их стороны можно назвать отдельным пунктом.

3. Мы обеспокоены тем, что основной причиной или предпосылкой насилия в семье был назван «патриархальный уклад семьи» (интервью начальника управления профилактики ГУОПП МОБ МВД). Это является искажением реального положения дел. На пресс-конференции «О концепции проекта Закона о противодействии домашнему насилию» была названа цифра: в среднем 100 погибающих от домашнего насилия в год. Но доминирующей причиной гибели людей из-за домашнего насилия является состояние алкогольного или наркотического опьянения, а не «патриархальный уклад» семьи, утверждающий роль мужа и отца как защитника, а не как агрессора. Поэтому таким подходом к концепции закона нам навязывается борьба именно с традиционной семьей, а не с реальными причинами возникновения насилия.
На сегодняшний день в Республике Беларусь нет отдельных законодательных актов о предупреждении насилия, например, на работе, в армии, в общественных местах и учреждениях. Мы обоснованно считаем, что домашнее насилие – это во многом следствие причин и процессов, с которыми человек сталкивается в нашем обществе, и именно их и следует изучать и работать над их преодолением, что, в свою очередь, повлияет на снижение уровня насилия в целом.

4. Мы видим, что на многие положения в Концепции Закона о предупреждении насилия в семье повлияла так называемая ювенальная юстиция, практикуемая в западных странах. Изучение последствий этого подхода показывает, что превозношение прав ребенка над правами родителей создает серьезные проблемы в воспитании здоровой личности. И, если именно воспитание здоровой личности и защита детей являются мотивом соответствующих разделов Концепции, то, на наш взгляд, следует законодательно закрепить следующее:

  1. Определить разницу между допустимым дисциплинированием ребенка в воспитательных целях и жестоким обращением с ребенком;
  2. Не изымать детей из семьи по спорным, формальным признакам, а также в случаях, когда родитель находится в стадии корректирования своего поведения;
  3. Не создавать органов контроля и надзора, по любому поводу способных вмешиваться в дела и суверенность семьи, выносить безапелляционные решения.

Белорусское законодательство (Кодекс о браке и семье, Концепция национальной безопасности) устанавливает принцип необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Концепция же наделяет правом контроля и вмешательства чуть ли не каждого желающего.
Практика ювенальной юстиции показала, что взрослые люди в странах, применяющих данную систему, не стремятся становиться родителями, так как такая практика значительно осложняет выполнение родителями своей воспитательной роли, что существенно влияет на демографическую ситуацию.

5. Нас не может не беспокоить утверждение о «недопустимости рассмотрения обычаев, религиозных убеждений, вероисповедания, традиций как оправдания любых форм насилия в семье или основания для освобождения обидчика от ответственности». В основанных на христианской вере традициях воспитывается дисциплинированная личность, добросовестно исполняющая свой нравственный, семейный и гражданский долг. Но дисциплина подразумевает определенные лишения и волевые усилия для достижения большей личностной зрелости. Согласно общего контекста Концепции, любое дисциплинирование может быть отнесено к насильственным действиям того или иного плана. Следуя этой логике, можно обвинить в насилии трудовую и армейскую дисциплину, спортивные тренировки и т.д. Следует отметить, что воспитание здоровой личности без определенной доли дисциплины невозможно.
В вероучении и практике евангельских церквей существуют нормы, которые являются ориентиром, позволяющим избегать крайностей в вопросе дисциплинирования и воспитания детей. Эти нормы соответствуют Конституции Республики Беларусь (ст. 32), согласно которой родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, что исключает жестокое обращение в семье.

6. Мы отмечаем, что формулировки психологического и экономического видов насилия в семье в Концепции Закона о предотвращении насилия в семье недостаточно конкретизированы и оставляют пространство для субъективной оценки того, что является или не является насилием в каждом конкретном случае. В определении физического насилия фраза «причинение боли» тоже дает возможность слишком широкой трактовки. Также мы считаем, что следует дать четкое законодательное определение, что такое «традиционные семейные ценности».

7. Мы не хотели бы, чтобы в нашей стране проводилась чуждая нашему обществу идеология, разрушающая традиционную семью. Нас настораживает в Концепции отсылка к международным актам и зарубежному законодательству, содержащим в себе угрозу традиционным семейным ценностям. Мы не можем согласиться с включением в белорусское законодательство правовых подходов и норм, размывающих и ослабляющих традиционную семью. Уже упомянутый сотрудник МВД заявлял относительно разработки Концепции следующее: «Мы ориентируемся на рекомендации Стамбульской конвенции Совета Европы 2011 года о предупреждении насилия в отношении женщин и домашнего насилия», — но Стамбульская конвенция помимо норм, защищающих от насилия, открывает двери для признания нормальными различного вида сексуальные отклонения.

В связи с этим мы считаем недопустимым широкое использование в законодательстве терминов «гендер» и «гендерное». Мы понимаем, что на сегодняшний день восприятие белорусами термина «гендер» связано с пониманием мужчин и женщин, их ролей и прав. Однако в международных законодательных актах и документах под «гендером» понимается социальный (конструируемый) пол и дальнейшее искоренение традиционных социальных ролей мужчин и женщин. Для того, чтобы избежать в будущем манипуляций и подмены понятий, связанных с использованием термина «гендер», предлагаем использовать в законодательстве традиционную терминологию: «мать-отец», «мужчина-женщина», «муж-жена», «мальчик-девочка», «равноправие полов», «равные возможности мужчин и женщин» и т.п.

Концепция предполагает включить в перечень субъектов предупреждения насилия в семье широкий круг организаций государственного, общественного и частного сектора, а также привлекать финансирование в сферу предупреждения насилия в семье. Считаем крайне важным оговорить, что все участники деятельности в этой сфере должны разделять и поддерживать традиционные ценности семьи нашего общества, основанные на христианском мировоззрении.

Одновременно с вышеизложенным считаем важным отметить, что мы понимаем необходимость эффективной борьбы с насилием в семье в нашем обществе, обеспечения воспитания здоровой личности и коррекции деструктивного или невежественного поведения в семье. Учитывая, что в сообществе Евангельских христиан минимальный процент разводов и насилия в семьях, считаем целесообразным привлечение наших специалистов к обсуждению и работе над законодательством, регулирующем вопросы семьи, а также для участия в коррекционных программах и иных разработках, которые помогут семьям в нашей стране быть здоровыми, а обществу – сильным и процветающим.

Епископ Союза Евангельских Михович
Христиан-Баптистов Леонид Иванович

Епископ Объединенной Церкви Цвор
Христиан Веры Евангельской Сергей Павлович

Епископ Объединения общин Вороненко
Христиан Полного Евангелия Леонид Петрович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *